Проверка уникальности
Подключиться к системе
Скидка 30% на проверку уникальности!

Как написать первую и вторую главу в дипломной работе

Как написать первую и вторую главу в дипломной работе

Абсолютно все научные работы, пусть это будет маленькое эссе или огромная диссертация, состоят из теории и практики. И это логично, ведь первая подготавливает нас к изучению проблемы, даёт почву, инструкцию, а уже на её основе пишется вторая. Но очень многие студенты не понимают в чём же разница между ними, они не знают, как их написать и оформить, да и зачастую из-за низкой актуальности материала практики так таковой и не случается. И чтобы вы не попали в подобную ситуацию, советуем вам ознакомиться с нашим материалом.

Содержание

Как сделать качественную дипломную работу и связать главы

Основная часть дипломной работы – что это и из чего состоит

Нужна ли третья глава в исследовании: 5 причин от неё отказаться

Итоги

Как сделать качественную дипломную работу и связать главы

как написать дипломную работу

Процесс создания выпускной работы – долгий, трудный и даже мучительный. К защите готовятся не за пару дней, а за целый учебный год или хотя бы семестр. Мы подготовили для вас заранее подробную инструкцию, как написать диплом от оформления шапки до последней точки в приложении. А сейчас объясним правила написания теории и практики.

Как написать первую (теоретическую) главу ВКР – основные правила

Одно дело – кратко обозначить, что именно предстоит изучить для обоснования темы, а другое – сам процесс написания. Ведь студенты часто понимают, что нужно прочитать и что нужно изучить, но когда дело доходит до Вордовского листа – в голове пустота. Это нормально, не переживайте. Сейчас вас всему научим.

Правило первое. Мы не кидаем всю информацию в кучу, мы делим её на параграфы.

Допустим, ваша глава посвящена мотивации. Ну мотивация и мотивация. Что с того? А теперь попробуем поделить главу на параграфы:

  1. Современные подходы к мотивации;
  2. Преимущества и недостатки их использования на производстве.

Или глава посвящена экологическим проектам. Не станете же вы сплошным текстом вываливать информацию на читателя. Её можно поделить на:

  1. Государственные проекты в сфере сохранения лесов;
  2. Стартапы, посвящённые очистке воздуха;
  3. Компании по очистке воды в городе.

Два или три параграфа в ВКР будет достаточно. Помните, что они обязательно должны быть по объёму +- 7 страниц каждая. И советуем не слишком много писать в теории, ведь основной упор будет направлен на практику. В таком случае 20 страниц на главу – идеальное решение.

отказ

Правило второе. Мы не берём чужие тексты и не вставляем их в свой документ.

Так делать некорректно, со всех точек зрения неправильно и влияет на уникальность материала! А вот сделать хороший, качественный рерайт – всегда пожалуйста. Перечислим основные методы:

  1. Пересказ. То есть вы берёте мысль из готового источника и переписываете её другими словами;
  2. Качественный рерайт авторской позиции с указанием ссылки на источник;
  3. Добавление собственного опыта и мнения;
  4. Использование разносторонних источников от научных статей до материалов СМИ и законов.

известные цитаты из книг

Примеры рерайта:

  1. Если человек решил взять ответственность за домашнего питомца, то он обязательно должен нести её до конца;
  2. Факты – это конкретные, доказанные данные, которые опровергнуть невозможно;
  3. Даже в самые смутные и ужасные времена есть возможность найти источник света и счастья;
  4. Красота во всём может изменить мир к лучшему;
  5. Чтобы всегда оставаться на высоте, нужно находиться в движении, иначе настигнет регресс.

Правило третье. Анализ материала, а не бездумное копирование чужих мыслей.

Всё очень просто. Вместо того, чтобы писать:

  1. И.И. Иванов считает…
  2. К.К. Козлов пришёл к выводу…

… намного лучше отразить собственную точку зрения, согласиться или даже не согласиться с автором.

Вам помогут следующие шаблоны:

  1. Мы считаем позицию «автора» обоснованной для своего времени, но в связи с развитием технологий…
  2. Мнение «автора» не вызывает сомнений, поскольку…
  3. Мы придерживаемся противоположной точки зрения, противной от позиции «автора», так как…
  4. Ни одна из предложенных методик, по нашему мнению, не считается уникальной, в связи с…
  5. С одной стороны, мы считаем, что…, тем не менее…
  6. Недостатки подхода «автора» очевидны… и др.

Не бойтесь высказывать собственное мнение, но помните, что оно должно быть логически обоснованным. Нельзя просто так сказать «фу» без причин.

мужчина придумал идею

Правило четвёртое. В конце теории обязательно даём «затравку», намёк на практическое исследование.

Так вы покажете, что теория была написана не зря, а прочитанная литература обосновывает не до конца изученную актуальную тему исследования. Собственно, это классический приём даже в массовой литературе. Вам доступны шаблоны:

  1. Исходя из вышесказанного, большинство научных статей посвящено темам, как составить план для стартапа, но малое количество уделено правилам продажи идеи и её рекламы. Гипотеза наша заключается в том, что нужно разработать конкретные способы продажи на примере начинающего бизнеса по созданию протезов;
  2. Полученные данные позволили понять, что традиционные методы получения образования устарели. Многие ВУЗы не хотят переходить на смешанный тип обучения онлайн и офлайн из-за чего страдает качество образования, а множество бакалавров без возможности выхода из дома теряют перспективу выучиться на желаемую профессию;
  3. Таким образом, мы можем наблюдать несбалансированное расписание студентов, где на филологическом факультете слишком много времени уделено физической культуре, а не изучению русского языка. В практической части исследования мы разработали сбалансированное расписание для студентов с учётом индивидуальных потребностей групп.

И уже после можно приступать к созданию практики, ведь вы грамотно в итогах провели параллель и сделали анонс, что читателя ждёт применение навыков на практике.

Методы создания второй (практической) главы ВКР – примеры

мужчина устал на работе

Надеемся, что самое сложное для вас позади. Многие не любят копаться в литературе, их больше привлекает практическая деятельность. И ведь правда, это намного интереснее, когда используешь опыт и получаешь результат.

Правило первое. Практика не должна противоречить тезисам из теории.

Вот даже сильно не заморачивайтесь, приведём банальные примеры. Допустим, вы сказали, что позиция К.Р. Олохова вам не очень понятна и ваша точка зрения противоположна его. Но почему-то в практической части начинаете исследование, полностью руководствуясь идеями оскорблённого учёного. Или вы могли написать, что ваша гипотеза – разработать методичку для начинающих педагогов, а во второй главе этого вовсе делать не стали.

Грубо говоря, сказал «А» - говори «Б». Ничто не должно появляться из пустоты. И теория с практикой хоть кардинально отличаются, но не должны быть в отрыве друг от друга.

Правило второе. Используйте известные методы для достижения цели.

Всё уже давно придумано до вас. Не нужно изобретать велосипед, ведь есть конкретные способы достижения цели. Перечислим самые популярные:

  1. Анкеты, опросы и интервью идеально подходят для гуманитарных специальностей, где нужно выяснить мнение группы людей (социология, психология, политология, история, журналистика, педагогика и др.);
  2. Эксперимент формально может быть использован и в гуманитарных темах, но всё же это больше прерогатива технических наук (медицина, психиатрия, химия, математика, IT-технологии и др). То есть вы буквально проводите эксперимент, работаете с химическими веществами, с расчётами, моделируете роботов, устройства, создаёте технологии и далее;
  3. Кейс-анализ – это подробное описание какой-либо ситуации, свершившейся в реальной жизни. Метод универсальный, можно использовать при анализе заболеваний, при оценке деятельности компании, при учёте эффективности СМИ или портала. Кейс-анализ используется, можно сказать, в 90% работ;
  4. Статистический анализ данных подходит для ВКР с большим количеством цифровых данных. Например, для экономических расчётов, для маркетинга, IT. Нужно лишь найти готовые отчёты компаний из официальных источников и поработать с цифрами;
  5. Контент-анализ материалов. Очень крутой способ, который помогает написать огромное количество гуманитарных работ, да и для технических не является редкостью. Например, можно изучать контент журналов, газет, СМИ, порталов, телевидения, радио, наполненность сайтов и др. Сюда также подходит анализ видео, аудио-материалов и программ.

Используйте предложенные нами варианты и тогда вопрос «как сделать практику?» не возникнет. И помните, что методы исследования – это один из обязательных пунктов введения ВКР. Так что пропустить его не получится.

поверпоинт

Правило третье. Упор на визуал, а не на текстовую информацию.

Это частая беда всех студентов на защите работы – уделять слишком много внимания буквам, а не реальным показателям. Несмотря на то, что ВКР в первую очередь пишется, а не рисуется, изображения обязательно должны быть. Но главное чётко понимать, какие картинки требуется вставить в текст, а какие нет. Вот что точно можно использовать:

  1. Таблицы с вашими расчётами;
  2. Графики, в том числе и сравнительные;
  3. Инфографики, которые лучше отражают процессы, чем это было бы сказано на словах;
  4. Скриншоты, если вы оцениваете контент СМИ;
  5. Расчёты и вычисления;
  6. Схемы, планы;
  7. Методички, разработанные вами;
  8. Можно также использовать рисунки, но если это действительно касается темы. Например, ваша работа была посвящена разработке обложки детского издания.

Вся графическая красота оформляется в приложении. Приятная новость в том, что приложения – элемент ВКР, который строго не обязателен, можно обойтись в работе и без них. Но вы в любом случае на защите должны будете вставить в презентацию результаты работы, так что подумайте об этом заранее.

Четвёртое правило. Тщательный анализ результатов, а не констатация фактов.

Просто отличный пункт, который позволяет вам легально, законно высказать собственное мнение и поднять оригинальность текста. Предположим, вы с помощью опросов и анкет определили, что 30% школьников любят читать, а 70% нет. Неопытный студент на этом бы и закончил предложение. Это не было бы уж прямо грубой ошибкой, но зачем избегать добавления объёма и оценки ситуации? Вы можете сказать, что статистика показывает снижение интереса у обучающихся к чтению, что является серьёзной проблемой. Всё чаще дети отдают предпочтение социальным сетям, играм и просмотру видео, не развивая полезные навыки анализа, воображения и креатива.

Это действительно рабочий метод, который даёт уникальную возможность самовыражения. В этом и заключается идея написания диплома. Вы должны показать, что мозг работает, что вы способны приходить к выводам и грамотно излагаться. Поэтому ловите удачу за хвост. Редко когда предоставляется возможность выразить авторское «я».

Основная часть дипломной работы – что это и из чего состоит

читать книгу

Дипломная работа – это официальный документ, который пишется не просто, как сочинение на вольную тему, а как серьёзное академическое исследование со своими правилами и структурой. План работы нарушать нельзя ни при каких обстоятельствах, ведь без соблюдения ГОСТов до защиты можно даже не дойти. Но давайте обо всём по порядку.

ВКР состоит из нескольких частей:

  1. Обложка (титульный лист). В нём располагается информация о студенте, научном руководителе, представляется тема исследования;
  2. Содержание (оглавление) позволяет понять из каких частей диплом состоит и также помогает сориентироваться на какой странице каждый пункт находится;
  3. Основная часть делится на теоретическую и практическую главы (о чём мы подробнее поговорим далее);
  4. Подведение итогов (заключение или выводы) с результатами проведённой работы;
  5. Список используемых ресурсов (сайты, литература и др.) для написания теории;
  6. Приложения (если они требуются для раскрытия темы).

Подробную информацию о всех самых важных пунктах ВКР и о том, как составить оглавление (содержание) вы можете узнать в материале на нашем сайте. Мы же сконцентрируемся на основной части работы.

Так вот, что это ещё за основа? Всё просто. Это главный текст вашей выпускной работы. То есть всё оформление, стандарты, ГОСТы, приветственные слова остаются в прочих пунктах, здесь же вы пишите сплошной текст на десятки вордовских листов. Это и есть ваши главы. Как правило, достаточно сделать две главы - теорию и практику. Изредка просят больше, но это мы обсудим в конце.

Первая глава – анализ литературы

много книг

Как и было нами сказано, теория нужна для определения понятий и чтения соответствующей литературы с целью выявления собственного мнения. Иными словами, вам предстоит:

  1. Прочитать множество литературы по теме;
  2. Изучить статьи специалистов, экспертов;
  3. Сравнить разные мнения, чтобы прийти к личному выводу;
  4. Собрать базу для реализации практики;
  5. Обозначить гипотезу, которая и будет проверена на практике.

Звучит мудрёно? Давайте разберём на примерах.

Ситуация первая. Тема – «Влияние социальных сетей на потребительское поведение подростков». Значит, вам нужно сделать:

  1. Определить, что такое социальные сети, как формируется потребительский спрос, какие порталы самые популярные для рекламы продаж;
  2. Анализ исследований учёных, которые до вас писали по схожей теме;
  3. Ваша оценка уже существующего мнения авторов. Следом - выявление собственной позиции, которая может быть как согласной с другими авторами, так и принципиально новой. Главное – обосновать красиво;
  4. Гипотеза – короткие видео в ВКонтакте лучше влияют на формирование потребительского спроса у подростков, чем в ТикТок.

Вариант второй. Тема – «Развитие эмоционального интеллекта у школьников старших классов». План следующий:

  1. Понять, что такое эмоциональный интеллект;
  2. Оценить существующие определения и теории;
  3. Анализ развития в школьниках эмоционального интеллекта на примере отечественного и зарубежного образования (сравнение);
  4. Критика или одобрение существующих методик, выявление авторской точки зрения;
  5. Предложенная идея для реализации: тренинги крайне эффективны для развития эмпатии по сравнению с традиционными лекциями.

Вариант третий. Тема – «Внедрение дистанционного обучения в образовательную систему России». Алгоритм:

  1. Понять, как 2020-й год повлиял на развитие дистанционного образования;
  2. Привести как положительные, так и отрицательные эффекты от дистанционного обучения;
  3. Изучить какие платформы используются для реализации образовательной миссии;
  4. Гипотеза – смешанная форма обучения представляется наиболее эффективным способом организации уроков, чем исключительно онлайн или офлайн лекции.

План адаптируется абсолютно к любой теме ВКР. Главное – сосредоточьтесь на теоретическом анализе. Здесь вам достаточно щёлкать по клавиатуре и читать книжки, никуда ходить ножками не придётся.

Вторая глава – практическое применение данных

мужчина злится и нервничает

Сложно сказать, что же намного труднее сделать – написать теорию или практику? У всего есть как плюсы, так и минусы. Но факт в том, что для реализации практического исследования придётся не просто так читать литературу и анализировать чужое мнение, а совершать действия для достижения цели. Приведём несколько примеров, что делают студенты:

  1. Создают опросы, анкеты и проводят интервью;
  2. Верстают сайты, пишут репортажи, рисуют и мастерят;
  3. Пишут программы, создают роботов, приложения;
  4. Продумывают стартапы, пишут планы проектов и предлагают их для реализации;
  5. Проводят химические и физические опыты, работают с материалами и др.

Занятий простой уйма. Вся практика зависит ровно от того, выбрали ли вы актуальную тему для диплома. Поскольку, если вопрос уникальный и наболевший, то ломать голову над практической частью не придётся. Вот вам несколько примеров на основе того, что мы разбирали:

Тема – «Влияние социальных сетей на потребительское поведение подростков».

Практика:

  1. Анализ данных коротких видео в ВКонтакте за последний год;
  2. Оценка вовлечённости и охватов с конкурентом – ТикТок.

Конкретные действия, которые показывают практическую направленность работы:

  1. Сравнение количества просмотров, охватов коротких видео на общую тематику;
  2. Отображение результатов в виде инфографик, таблиц, демонстрация видео.

Возможный результат к которому вы могли прийти:

  1. Видео ВКонтакте обладают наибольшим потенциалом и привлекают покупателей намного быстрее, чем это делает ТикТок.

Тема - "Развитие эмоционального интеллекта у школьников старших классов».

Практика:

  1. Был проведён эксперимент с двумя группами школьников.

Результаты обоснованы действиями:

  1. Тестирование уровня эмпатии до и после занятий;
  2. Анализ, как повлияло развитие эмпатии на успеваемость школьников.

Результаты показали:

  1. Подтверждение, что развитый эмоциональный интеллект лучше влияет на образование подопечных.

Итоги можно представить в виде графиков, сравнительных диаграмм, фото с тренингов.

Тема - «Внедрение дистанционного обучения в образовательную систему России».

Практика:

  1. Была создана анкета с целью выявления отношения школьников к дистанционному образованию;
  2. Был осуществлён анализ успеваемости учеников во время традиционного обучения, а после – дистанционного.

Были приложены следующие действия:

  1. Аудитория была поделена на группы – только онлайн обучение, только традиционное обучение и смешанный тип:
  2. В результате были проведены тесты по предметам с целью выявления знаний.

Достигли результата:

  1. Смешанный формат обучения показал результат на 30% эффективнее традиционного и на 20% дистанционного.

Итоги представлены в виде диаграмм успеваемости, оценок, анкет.

Инструкция к написанию практики у каждого студента будет индивидуальной, но главное никак не изменится – вам нужно применить теоретические данные на практике. И будет вам счастье.

Нужна ли третья глава в исследовании: 5 причин от неё отказаться

фрекен бок

Вам будет интересно знать, что в некоторых дипломных работах пишется три главы. Это делается, если таково требование университета или для полного раскрытия вопроса. Но если вы пишете исследование на бакалавре, то далеко не обязательно добавлять ещё один пункт. Вы уверены, что за две главы хорошо раскроете тему. Зачем писать больше нужного?

Третья глава – это предоставление конкретных результатов. Часто используется, когда психологи пишут выводы по разработанной методике, педагоги рассказывают о новом стиле ведения урока и тд. Если это не ваш случай, то вот вам топ-5 причин не писать ещё одну главу:

  1. Усложнение структуры не приведёт ни к чему хорошему. Больше текста – больше ошибок. Если никто не просит, то не нужно портить себе жизнь;
  2. Требуется слишком много данных. Вода водой, но всё же глава не должна быть по объёму 5 страниц от силы. Это ещё +20 страниц текста. Вы уверены, что вам это нужно, особенно, если писать толком не о чем? Лучше добавьте параграф к практике;
  3. Даёт представление, что вы не понимаете структуру. Вы удивитесь, но в научных работах лучше сделать меньше, но качественно, чем больше и не пойми зачем. Когда студенты делают слишком много параграфов и глав, создаётся впечатление, что они пытаются охватить необъятное, да и просто не осознают из каких элементов работа состоит;
  4. Если вы добавляете в третью главу «воду», то преподаватели это вычислят. Безусловно, воду лить тоже нужно уметь, но когда она не по теме и её слишком много – читать невозможно;
  5. Слишком крупная ставка на третьей главе. Повторимся ещё раз, что данная часть используется при предоставлении конкретных результатов. Не подойдёт написать теорию, практику и ещё практику. Или две теории и одну практику. Это просто грубейшая ошибка.

В случае написания бакалаврского исследования – две главы оптимальный результат, чтобы убедиться в ваших знаниях.

Итоги

Основная часть дипломной работы, несомненно, самая трудная, если сравнивать с введением и выводами. Нужно потратить внушительное количество времени, чтобы подобрать надёжные источники информации, определиться с терминами и понятиями. Да и не мало сил займёт создание практики, особенно, если вы замахнулись на что-то великое. Но любой труд будет вознаграждён, если вы пишете от всей души на актуальную тему и умеете высказывать авторскую позицию, подкрепляя её конкретным результатом.

Проверка уникальности Подключиться к системе

Поделиться с друзьями

Как составить цепляющий заголовок для статьи, курсовой и дипломной работ

10.05.2025

Грамотно сформулированное название работы позволяет лучше понять, о чём написаны статья, курсовая и диплом. Мы рассмотрим, как правильно выбрать заголовки для разных типов студенческих исследований...

ПОДРОБНЕЕ

Как правильно написать введение в дипломной работе: универсальные примеры

17.04.2025

Введение едва ли не самый важный пункт в дипломной работе. В статье мы рассмотрим из каких частей введение состоит, какой имеет объём и дадим конкретные примеры, как грамотно написать каждый пункт...

ПОДРОБНЕЕ

Как сделать список литературы по ГОСТу для научной работы

05.04.2025

Список использованных источников и литературы – это обязательная часть написания любой научной работы. В статье мы расскажем, как его правильно составить для разных работ и как оформить по ГОСТу...

ПОДРОБНЕЕ