Как составить цепляющий заголовок для статьи, курсовой и дипломной работ
Как составить цепляющий заголовок для статьи, курсовой и дипломной работ
Актуальный и грамотно сформулированный заголовок – это едва ли не самое главное в тексте. И не важно на какую тему работа пишется и даже не имеет сути, академическое ли это исследование или просто пост в блоге. Главное – сделать правильный выбор в названии и привлечь внимание читателей к работе. В сегодняшнем материале мы с вами рассмотрим, как выглядят отличные заголовки для разных типов работ. Научимся, как их правильно выбирать и формулировать. И объясним, зачем нужно писать работы на актуальные и наболевшие темы.
Содержание
Цепляющий заголовок для научной работы – какой он
Универсальные советы, как найти актуальность в любой теме
Как выбрать и написать заголовки для академических работ (примеры)
Бесплатные онлайн-сервисы по подбору заголовков
Итоги
Цепляющий заголовок для научной работы – какой он
Давайте для начала подумаем, как выглядит «актуальный, цепляющий заголовок для научной работы»? Постараемся объяснить популярно. Это те названия, которые помогают показать, что ваша научная работа интересна, оригинальна и отвечает запросам времени. То есть ей интересуются не только учёные и академики, но и простые люди. И более того, если составить хороший и грамотный заголовок, то это повысит его привлекательность и также цитируемость, если мы говорим о статье. Ведь каждый исследователь заинтересован, чтобы на его труды ссылались.
Немного отойдём от темы и приведём элементарные примеры. Все статьи в открытом доступе, особенно журналистские, формулируются таким образом, чтобы попасть в топ по запросам.
Для примера возьмём несколько статей с популярного новостного сайта и обратим внимание на заголовки. В каждом из них содержатся слова-маркеры, которые цепляют внимание и дают представление о чём материал написан. «Как отказаться от сладкого» откликается в уме худеющих, так гуглят многие желающие сбросить лишний вес, а привязка к «нутрициолог» даёт апелляцию к крайне авторитетному источнику. «Опасное воспаление» и готовое решение, как от него избавиться, также притягивает внимание тех, кто крайне щепетильно относится к здоровью. «Дали советы от клещей» - тема крайне востребованная каждым летом и задолго до этого периода.
То есть вы понимаете, что тем самым громкие заголовки выполняют функции:
- Они привлекают внимание целевой аудитории;
- Они также содержат в себе проблему, решение которой дают в статье, что заставляет перейти по ссылке;
- И конечно же благодаря им появляется представление о чём создан материал. Читатель может выбрать, знакомиться ли ему с работой или нет.
И подобные правила применяются абсолютно к любым новостям, статьям, даже к видео и аудио-контенту. Не важно, что рассматривается. Факт в том, что чем звучнее и цепляющее название, тем больше внимания оно привлечёт:
Разумеется, в научной работе мало возможностей использовать бульварные заголовки для охвата огромной аудитории, но принцип аналогичный. То есть названия помогают другим студентам найти материалы по теме и тем самым написать теоретическую часть исследования, а также составить список литературы. И разумеется, если вы хотите, чтобы вашу работу также цитировали другие ученики, использовали ваши тексты и тем самым повышали привлекательность материала, то нужно выбрать слова, формулировки, тезисы, которые выделят вас среди других и продвигают в топ запросов. Но здесь главное не переборщить, потому что научная работа – это не статья в газете, где журналист может использовать различные методы привлечения внимания, порой даже неприличные и спорные. В академическом исследовании должна быть чётко обозначена суть работы без обмана и лжи.
Универсальные советы, как найти актуальность в любой теме
Проблема поиска уникального заголовка заключается в том, что трудно найти в научной сфере что-то интересное студенту. Да, есть ученики, которые с огромным рвением тянутся к знаниям. Есть и вполне обычные, которые не до конца уверены, а нравится ли им специальность вообще. Это нормальное явление. Но писать материал всё же придётся, хотя бы для аттестации за семестр. Поэтому дадим вам несколько способов, как облегчить себе задачу.
Совет 1. Для поиска оригинального исследования подумайте, можно ли связать ваше увлечение в реальной жизни с академическими достижениями? Например, вы учитесь на журфаке, но не хотите писать работу по журналистике, хоть и придётся. Но вместе с тем любите спорт. Почему бы не написать материал про спортивную журналистику?
Вы можете обучаться на филологии, но вас всей душой стало тянуть к разработкам сайтов, игр, программ. И такое случается. Тогда почему бы, допустим, не написать курсовую или диплом по теме особенностей сленговых выражений в играх?
Или такой пример – вы учитесь на истфаке, но любите всей душой кино. Почему бы не взять и не раскрыть кинематограф через исторический аспект, показать, как режиссёры тонко улавливали дух времени.
Как вы видите, метод рабочий, только не забывайте. Хобби, конечно, это здорово и уникальная возможность придумать приятное для себя исследование, но во главе всё ещё остаётся наука.
Совет 2. При выборе темы учитывайте, сможете ли вы её потянуть. Иногда студенты в поисках оригинальности берут для анализа уж слишком странные темы работ, где крайне тяжело теоретическую базу найти. Например, учась на технической специальности кто-то может взять тему «Потенциальные формы внеземной жизни: гипотезы и эксперименты». Чисто теоретически и о таком можно сделать работу, но всё же наука – это не шуточки. И если уж взялись за такое, придётся выдать мощную доказательную базу.
Или случается даже такое, когда в принципе тема интересна и о ней можно многое сказать, допустим, по психологии – «Как стресс влияет на вкусовые предпочтения», но литературной базы и вовсе может не быть. Или существующая давно устарела, или нуждается в переработке. Так, казалось бы, интересный вопрос для академического исследования превращается в сущий ад для ученика, который просто хотел написать работу. Не нужно пытаться громкими заголовками искусственно повысить уникальность текста. Пусть исследование будет средним по качеству, зато не доставит проблем.
Совет 3. Откликайтесь на общественные проблемы, а не только на научные. Разумеется, вы можете обучаться на специальностях, где нет фундаментальных тем, которые могли бы перевернуть мир с ног на голову. Например, если вы анализируете творчество А.С. Пушкина, то это не столь актуальный вопрос для обывателей. Или, если вы создаёте работу по истории на тему традиций и обычаев малых народов России, то наверняка это будет любопытно большой аудитории. И всё же, если ваша специальность позволяет взять для работы что-то наболевшее, интересное, о чём говорит весь мир, то сделайте это. Это могут быть как вполне временные темы, которые актуальны год-два:
- Пандемия;
- Опасность искусственного интеллекта;
- Когда зарубежные бренды вернутся в Россию;
- Дата снятия санкций.
Так и те, что не теряют актуальности множество лет:
- Как найти смысл жизни;
- Как побороть лень;
- Где заработать много денег;
- Методы воспитания счастливого ребёнка.
Все эти вопросы являются в данный момент актуальными, а некоторые, как последние, не теряют востребованности примерно всю жизнь. И многие журналисты, когда тема уж очень востребованная, спекулируют заголовками:
В научных работах столь нагло давить на уязвимости читателя нельзя, зато вполне можно обыграть тренды, составив грамотное название:
- Негативные последствия использования нейросеть-технологий в медицине;
- Условия экономики, которые позволят западным компаниям работать в РФ;
- Политические стратегии для налаживания отношений РФ с Западом;
- Поиск смысла жизни человека, как вопрос философии.
Согласитесь, суть не сильно изменилась по сравнению с первыми вариантами. Но названия приобрели смысл, актуальность, обозначили проблему и определили научный подход к решению вопроса.
Так что всегда придерживайтесь мысли, что идея должна быть цепляющей, захватывающей не только вас, но и академиков, обычных людей. Но не настолько, чтобы вам пришлось ломать голову над разработкой машины времени или устройства для телепортации. Это несомненно повысит интерес к исследованию, но и опозориться бы не хотелось.
Как выбрать и написать заголовки для академических работ (примеры)
На примере самых популярных академических исследований мы покажем, как найти цепляющие темы для работ. И помните, что для их выбора нужно обязательно понять, а для каких целей пишется то или иное исследование. И благодаря этому вы сможете сделать грамотный, чёткий выбор. Не верите? Показываем.
Доклад
Доклад – это небольшой текст, написанный на заранее выбранную тему, и нужен он для того, чтобы выступить с ним на семинаре, на коллоквиуме или даже на научной конференции. Соответственно, материал ваш будут проверять в первую очередь на слух, а это значит, что нужно использовать не просто актуальные темы, но и такие, где будет возможность обсудить материал с группой. Ведь доклады зачитываются на семинарах, где вопросы и комментарии приветствуются.
Если преподаватель задал вам материал по какой-то конкретной теме, то вы избавляетесь от труда искать вопрос. Если же вдруг вы вольны сами выбирать, то даже для тривиальных тем можно найти что-то интересное.
Представим, что вы хотите сделать доклад по «Философским течениям XXI века». Но согласитесь, звучит крайне обширно и обсуждать здесь нечего, это просто констатация факта. Но стоит изменить её на «Причины падения интереса к философии в XXI веке в пользу материальных ценностей», то можно вызвать ожесточённые споры на занятии.
Или вы хотите обсудить вопрос санкций. Но вместо того, чтобы нудно зачитывать текст о том «Что такое санкции и как они влияют на экономику», можно чуточку поменять заголовок и сделать его провокационным. Допустим, «Импортозамещение как положительный результат введения санкций». И снова, можно обсудить, столь ли позитивные прогнозы вы дали.
Иными словами, если есть возможность разнообразить скучное выступление, используйте его. Даже если тема избитая, то попробуйте найти интересные факты об объекте, которые мало кто знал. Это обязательно сработает при устном выступлении, а аудитория не заснёт от скуки.
Реферат
Реферат – это уже письменное задание, которое достаточно часто приходится защищать, но в тезисном варианте. Объём – примерно 10-15 страниц и пишется работа как на актуальные темы, которые вы вольны сами выбрать, так и на те, что даст преподаватель. В этом есть некоторая схожесть с докладами. Для нас же главное то, что в первую очередь – это исследование, которое печатается на клавиатуре, а значит, что инструменты будут работать чуть по-другому, чем в докладе – не на слух, а на визуал.
Вы можете также использовать провокационные (в меру) заголовки, привлекающие внимание. Но без шуток и издёвок. Допустим, преподаватель задал написать какой-нибудь реферат про ЕГЭ. Вы можете вопрос чуточку поменять и сформулировать его, как «Возможные негативные и положительные эффекты от отмены ЕГЭ». Тема животрепещущая, актуальная, уникальная. Вы попадаете под запрос преподавателя и также обосновываете с научной точки зрения, почему экзамен обнулять опасно.
Возьмём для анализа другой вопрос – «Жизнь и творчество С.А. Есенина». В открытом доступе полно информации о бытие культурного деятеля и о его работах, но мало кто раскрывал его, как человека реального, живого, со своими проблемами и необычным характером. Поэтому вы можете сформулировать тему следующим образом: «С.А. Есенин - поэт, культурный деятель и деспот». Да, немного навевает провокационными статьями из жёлтой прессы, но почему бы не раскрыть жизнь человека, которого многие уважают, с иной стороны? Показать, что это был не просто автор, а человек со слабостями и грехами.
И также можете брать вполне обыденные вопросы, но рассмотренные с точки зрения современности. Например, не просто «экология и её проблемы», а «Экологические катастрофы, ставшие результатом технологического прогресса XXI века». Не банальное «Адаптация ребёнка в школе», а точное «Методики оказания помощи подросткам, пережившим социальное насилие». Чем точнее будет тема и чем проработанное она сформулирована, тем выше будет уникальность текста. Если же заголовок тривиальный, а вопрос избит и не актуален, то придётся применять различные методы изменения текста, чтобы поднять оригинальность.
Научная статья
Научная статья – крайне важное исследование. Работы пишутся пару раз за учебный год для дальнейшей их публикации в сборниках и защиты на конференциях. Нужны они для разных целей:
- Для апробации дипломной работы;
- Для аттестации;
- Для написания курсовой;
- Для собственного удовлетворения (бывает и так, что студенты сами горят желанием выступить) и др.
Хотя бы один раз за обучение студент пишет научную статью. И дело как раз в том, что, во-первых, статья будет проходить тщательный отбор на конференцию и на публикацию в сборнике. А во-вторых, вопрос исследования обязан быть актуальным и, что не мало важно, выделяющимся среди других работ.
Тысячи студентов ежемесячно сдают работы. И по сути, все они написаны по одним и тем же специальностям, которых не так уж и много, от медицины до философии. Но несмотря на это, каждый находит то, что лично ему интересно. Например, тему нейросетей можно раскрыть совершенно с банальной и скучной стороны. Это звучало бы как «Понятие термина «нейросеть»» или «Что такое нейросети». Ничего оригинального нет. Но стоит немного изменить пару слов в заголовке, как мы получаем актуальные и уникальные комбинации:
- Использование нейросеть-технологий для создания компьютерных игр;
- Методы обучения искусственного интеллекта для работы на производстве;
- Этический вопрос использования нейросетей в учёбе.
Благодаря заголовкам мы понимаем, что речь идёт об абсолютно разных вещах. В первом варианте исследователь изучает тему использования ИИ в разработке игр, а во втором – как проходит машинное обучение. И вопрос даже возможно раскрыть через гуманитарные науки.
Точный выбор формулировок в заголовке позволяет с помощью пары слов дать представление, о чём работа написана, стоит ли её вообще читать и поможет ли она как либо тому. Если же выбрать неправильное название, которое абсолютно безликое и не цепляет читателей, то цитируемость материала падает вниз с ужасающей скоростью.
Вот смотрите, какой-нибудь неопытный студент бы взял название «Состояние современной медицины в России». Но что он там собирается смотреть? Это тема для огромного труда на 1000 страниц. То есть конкретики никакой не будет. А теперь приведём 3 примера тем, которые объединены общим вопросом «медицины», но с разными запросами:
- Медицина как бизнес в XXI веке – условия работы в кризисных условиях;
- Медицинское оборудование для выявления онкологических заболеваний – как сделать их доступнее;
- Бесплатная и платная медицина в России: сравнительный анализ эффективности лечения ОРВИ.
По сути, вы не только делаете названия персонализированными и узкими для изучения, но также откликаетесь на общественные запросы. В первом случае медицина рассматривается не как добродушное понятие, ассоциирующееся с помощью людям, а как эффективная сфера ведения бизнеса. Во втором случае, вы пытаетесь решить проблему дороговизны диагностики и думаете над тем, как помочь большему количеству людей обследоваться. А в последней теме вы анализируете вечную борьбу эффективности платной и бесплатной медицины.
Дисциплин действительно не так много, чтобы можно было выбирать до бесконечности темы. Так что лучшим студентом окажется тот, кто сможет разработать удобную, креативную, привлекающую внимание тему.
Курсовая работа
Курсовую студенты пишут в конце каждого семестра, тем самым подводя итоги обучения за прошедший год. Благодаря ей можно получить зачёт по предмету, закрыть долги, пройти аттестацию за семестр и даже подготовиться к дипломному исследованию. И по сути, методы составления заголовков не отличаются от предыдущих:
- Обозначить актуальную проблему;
- Убедиться, что она действительно интересует науку и общество;
- Решить для себя, реально ли написать об этом курсовую, достаточно ли будет теоретических источников информации и возможностей для практического исследования.
И разумеется нужно учитывать, что курсовая работа по объёму превосходит статью, доклад и даже реферат. А значит, тема должна быть не настолько обширной, как в дипломе, но и не настолько узкой, как в научной статье.
Допустим, вы пишете курсовую по библиотечному делу. И хотите рассмотреть разные издательские дома. И вместо того, чтобы анализировать какую-то конкретную редакцию, её состояние и работы, можно проанализировать несколько – «Издательское дело в России: обзор экономического состояния крупных редакций». Где уже вы выберете некоторые из них, которые послужат вам главами и параграфами.
То же самое будет работать, если возьмём тему «Методы обучения в университете с помощью интернет-технологий», где можно рассмотреть не какой-то один метод, а 2-4.
Таким образом, предыдущие советы, которые мы вам дали, также эффективны. Разница лишь в масштабе. Если в статье только один предмет исследования, то в курсовой их может быть больше для точного анализа.
В статье бы вы рассматривали, как токсичные отходы влияют на воду. А в курсовой бы расширили вопрос и проанализировали, как влияние оказывается на экологию, на животных и даже на людей.
В статье вы бы изучали конкретного писателя с его одной работой. А уже в курсовой могли бы сравнить разные периоды жизни автора и его творчество.
В статье вы бы просто изучили негативное влияние экзаменов на психологическое состояние обучающихся. А в курсовой ещё бы и предложили методы для решения проблемы. Так что не переживайте. Помните об актуальности, уникальности и старайтесь не фокусироваться на чём-то одном, если можно рассмотреть несколько предметов и объяснить их связь.
Дипломное исследование
ВКР продолжает традиции курсовой работы и все принципы, что работали ранее, работают и здесь. Просто объём текста куда более большой и ответственность намного выше. Кстати, статью о том, как написать дипломную работу самостоятельно, вы можете прочитать на нашем сайте. Единственное, на что мы хотим обратить внимание, кроме соответствия актуальности, это также сопоставление цели и задачам.
Всё очень просто. Цель и задачи отталкиваются исключительно от темы работы. Элементарные примеры:
- Тема: «Создание сайта для подростков». Цель – создать сайт для подростков;
- Тема: «Разработка методики оказания психологической помощи бездомным». Цель – разработать методику оказания помощи бездомным;
- Тема: «Сравнение популярных нейросетей для создания аудио-контента». Цель – сравнить нейросети и посмотреть, как они создают аудио-фрагменты.
То есть всё предельно просто. Цель дублирует тему, а задачи помогут вопрос раскрыть. И казалось бы, что здесь сложного? Но очень часто бывает так, что тема заявлена одна, а цель другая. Или цель с задачами соответствуют теме, но в выводах гипотеза не подтвердилась.
Существует крайне ограниченное количество ВКР, где студенту удалось обыграть несоответствие результатов теме. Но так делать не надо! Вы получите много проблем.
И помните, что диплом имеет практическую направленность. Вот возьмём даже те примеры, которые мы описали в курсовой работе. В курсовой вы бы описали, как негативно химические отходы влияют на людей, животных и на природные богатства. Но также в дипломе должна быть и практическая часть, в которой будет разработка методики улучшения экологии. Или, другой вариант, будут разработаны законы, которые ожесточают штрафы за загрязнение. И тема будет уже называться, как «Разработка эффективного законопроекта по охране природы на примере случаев загрязнения водных ресурсов».
Опять же, если мы оцениваем психологическое влияние экзаменов на самочувствие студентов, то мы могли бы найти несколько интересных тем. Допустим, «Психологическая программа для психологической подготовки студентов к экзаменам», «Эффективные методики борьбы со стрессом при подготовке школьников к сдаче ЕГЭ» и др.
То есть в заголовке вам нужно не только прописать актуальную тему, но и желательно показать практическую направленность работы. Если в статье можно было обойтись теоретическим анализом, то в дипломе придётся проделать огромную работу, чтобы тему раскрыть.
Бесплатные онлайн-сервисы по подбору заголовков
Хорошая новость в том, что можно не утруждать себя самостоятельным подбором актуальных заголовков. И цепляющие названия можно найти на вполне легальных сервисах.
Способ 1. Советуем вам внимательно изучить новостные порталы. Брать готовые заголовки не нужно, но взять тему на вооружение и видоизменить её под себя – вполне реально:
Способ 2. Найдите статьи на Киберленинке или в Молодом учёном, чтобы вдохновиться и понять, о чём студенты думают. Можно найти интересные для себя мотивы, видоизменить их под свой вкус и реализовать. Но брать готовые вопросы нельзя! Это уже плагиат.
Способ 3. Обязательно посоветуйтесь с научным руководителем о том, какую тему лучше выбрать. Составьте примерный список, подумайте, что вам интересно и обсудите это с преподавателем. Только не перекладывайте эту ответственность на него. Он не должен за вас думать, его задача – направить вас в нужное русло.
Способ 4. Вы вполне можете воспользоваться помощью любой нейросети, которая вам больше нравится. Это легальный и разрешённый способ поиска тем для исследований:
Будьте внимательны! Учтите, что метод не идеальный. Во-первых, ИИ часто ошибается. Во-вторых, темы могут оказаться либо слишком узконаправленными, либо чересчур общими. В-третьих, нейросети работают на большую аудиторию, а не только на студентов, поэтому заголовки могут быть слишком простыми и не научными. В-четвёртых, разные нейросети могут предложить абсолютно разные идеи, что может вас запутать. Поэтому помните, что лучше всего использовать свой совершенный мозг, который справляется с анализом информации намного лучше, чем машина.
Итоги
Хороший, тщательно продуманный заголовок, составленный должным образом – это основа успеха любого исследования. Грамотное использование слов, терминов, понятий может помочь не только следовать за темой работы, но и служит способом повышения цитируемости материала. Ведь чем больше заголовок привлекает внимание, чем интереснее тема, тем лучше. Даже если материал не такой хороший, как хотелось бы. Теперь вы понимаете, как умелое использование понятий может влиять на полезность академических трудов.
Как правильно написать введение в дипломной работе: универсальные примеры
17.04.2025
Введение едва ли не самый важный пункт в дипломной работе. В статье мы рассмотрим из каких частей введение состоит, какой имеет объём и дадим конкретные примеры, как грамотно написать каждый пункт...
ПОДРОБНЕЕКак сделать список литературы по ГОСТу для научной работы
05.04.2025
Список использованных источников и литературы – это обязательная часть написания любой научной работы. В статье мы расскажем, как его правильно составить для разных работ и как оформить по ГОСТу...
ПОДРОБНЕЕКак сделать содержание для научной работы: советы Word
28.03.2025
Оглавление в научной работе помогает ориентироваться в тексте и грамотно его структурировать. Мы вас научим, как чётко составить содержание в Word и дадим универсальные советы для любого исследования...
ПОДРОБНЕЕ